Электронное зажигание с оптодатчиком и ФУОЗ

Штатное контактное зажигание мотоциклов обычно оставляет желать лучшего,на низких оборотах двигатель испытывает ударные нагрузки,на высоких происходит падение мощности,вся проблема в предустановленом угле опережения зажигания и он не меняется на всех числах оборотов двигателя,была нужда в переделке системы зажигания, установке блока фуоз(формирователь угла опережения зажигания)в паре с оптодатчиком,и на выходе ВАЗовский коммутатор с катушками.
Рекомендуют использовать катушку от оки или газели,но я запаралелил две штатные на своей яве,работает без нареканий.
В оригинальной статье в роли датчика-датчик холла,я отказался от него в пользу оптодатчика изза того что в холл подвержен всякого рода магнитным помехам,а возле генератора их предостаточно,но если вам лень будет изготавливать оптодатчик-с холлом тоже работает-проверено не раз.

Особенности зажигания:

*управляющий микроконтроллер PIC16F84 или PIC16F628;
*возможность установки как на 12-ти вольтовую бортсеть так и на 6-ти вольтовую;
*безконтактный датчик Холла (от а/м ВАЗ);
*коммутатор типа *.3734 (от а/м ВАЗ) или самодельный;
*возможность переключения между тремя характеристиками УОЗ;
*доступны характеристики УОЗ как для оппозитов так и для двухтактных мотоциклов;
*два входа дополнительных функций, могут быть выбраны двигатель-стоп, ограничение оборотов, защита и др.;
*отключение катушки зажигания при простое двигателя через 3-4 секунды (актуально для самодельных коммутаторов).

схема ФУОЗ

 

Исходный текст программы и файл прошивки микроконтроллера генерируются программой IgnMaster. Программа написана для микроконтроллеров фирмы Microchip PIC16F84 и PIC16F628. Контроллеры даже одной марки отличаются по своим характеристикам, что можно определить только по их полной маркировке. По максимальной рабочей частоте PICи бывают на 4, 10 и 20МГц, нам подойдет любой из них. По температурному диапазону в коммерческом (0…+70С), в индустриальном (-40…+85С) и в расширенном (-40…+125С) исполнении. Последние найти врядли удастся, поэтому останавливаемся на индустриальных. Таким образом, пример полной маркировки требуемого контроллера: PIC16F84-04I/P, здесь PIC16F84 — марка МК, 04 — максимальная рабочая частота, I — индустриальный диапазон, P — корпус PDIP для монтажа в отверстия (SO — SOIC для поверхностного монтажа).
Маркировка рекомендуемых микроконтроллеров:
-PIC16F84-04I/P
-PIC16F84-10I/P
-PIC16F84A-04I/P
-PIC16F84A-20I/P
-PIC16F628-04I/P
-PIC16F628-20I/P
-PIC16F628A-I/P

Угол опережения зажигания:

В программу микроконтроллера может быть включено до 3-х характеристик УОЗ. Переключение между ними осуществляется замыканием на массу или отключением от массы выводов SELECT1 и SELECT2:
график опережения зажигания по умолчанию — выбирается когда выводы SELECT1 и SELECT2 отключены от земли;
график опережения зажигания 1 — выбирается замыканием вывода SELECT1 на землю, при этом SELECT2 отключен от земли;
график опережения зажигания 2 — выбирается замыканием вывода SELECT2 на землю, при этом состояние SELECT1 не имеет значения.

С версии 2.0 программа позволяет наглядно построить желаемый график по нескольким опорным точкам. Для этого нужно выбрать необходимый угол, из падающего списка, для каждой из частот вращения двигателя. На частотах 5000 об/мин и выше можно отключить опережение (выбрать НЕТ), и тем самым ограничить обороты двигателя (на двухтактных моторах может не пройти, лучше использовать дополнительную функцию). Частота вращения и угол опережения зажигания берутся по коленвалу двигателя. Также можно выбрать из нескольких готовых графиков.

Дополнительные функции
Программа микроконтроллера поддерживает до двух дополнительных функций. Включение необходимой функции осуществляется замыканием на массу выводов FUNC1 и FUNC2. Какому выводу соответствует дополнительная функция можно выбрать в диалоге программы IgnMaster.

Доступные дополнительные функции:

ДВИГАТЕЛЬ-СТОП — при включении функции двигатель глохнет, когда функция отключена двигатель работает;

ПРОГРЕВ СВЕЧЕЙ — когда двигатель заглушен (нет сигнала с датчика) и включена данная функция, контроллер непрерывно даёт искру с частотой примерно соответствующей 1500 об/мин, если двигатель запущен эта функция не работает;

ЗАЩИТА 1500 или 2000 ОБ/МИН — в этом режиме двигатель может работать только на низких оборотах, при превышении некоторого числа оборотов (1500 или 2000 об/мин) коленвала, двигатель отключается, индикаторный светодиод при этом постоянно горит, после срабатывания защиты вновь запустить двигатель можно только выключив и включив зажигание;

ОГРАНИЧЕНИЕ ОБОРОТОВ 3000, 3500, 4000, 5000, 6000 ОБ/МИН — при включении данной функции контроллер ограничивает обороты двигателя на соответствующей частоте, причем двигатель не глохнет, а за счет пропуска искры перестает набирать обороты. Эта функция может использоваться при обкатке.

Шторка-модулятор

Модулятор может быть выполнен из стали или любого непрозрачного материала,например стеклотекстолит. При использовании программы для генерации прошивки микроконтроллера (IgnMaster) необходимо указать конфигурацию используемого модулятора,а именно что является активным элементом воздух,или шторка,

АКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — ВЫРЕЗ В МЕТАЛЛЕ — искра бьет по входу шторки в датчик. (120град. метала / 60град воздуха)

АКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — ЛЕПЕСТОК — искра бьет по выходу шторки с датчика. (60град.метала / 120град.воздуха)

Для двухтактных двигателей шторка должна быть смещена примерно на 10-15 градусов в сторону раннего зажигания.
10град — 0,61 от ВМТ
15град — 1,36 от ВМТ
От точности исполнения модулятора будет зависеть равномерность работы зажигания по цилиндрам, поэтому нужно отнестись к этому с особой ответственностью. При этом важен не столько размер лепестков (допустимо отклонение ±3 градуса) сколько их симметричность.
Модулятор,только отверствие по центру нужно 6 мм

Регулировка зажигания

Светодиод включается при входе активного элемента модулятора (лепесток или вырез) в датчик Холла и гаснет при его выходе. При начальной регулировке для оппозитных двигателей момент выхода шторки из датчика (и соответственно отключения светодиода) должен примерно совпадать с ВМТ, именно в этот момент будет происходить искрообразование на пусковых оборотах. Для двухтактных двигателей шторка должна быть смещена примерно на 10-15 градусов в сторону раннего зажигания.
Естественно допускается поворачивать шторку в сторону более раннего или более позднего зажигания, подбирая наиболее подходящий режим работы двигателя.
Схема включения зажигания в бортсеть

Схема для 12-ти вольтовой бортовой сети с внешним блоком электронного опережения зажигания и коммутатором типа *.3734. Второй вывод катушки зажигания можно подключать или к замку зажигания или прямо на аккумулятор (лучше через предохранитель). Последний вариант более помехоустойчив.